«АРКТИЧЕСКИЙ ДЕСАНТ» — РЕПОРТАЖ ИЗ ТУНДРЫ

Закончилась реализация проекта Якутской епархии «Летняя школа Православия», которая включала в себя три трехнедельных выезда в Усть-Майский район. Выезд в Эвено-Бытантайский улус – это часть проекта Якутской духовной семинарии «Россия Арктическая: единство в многообразии», который в свою очередь входит в многопрофильный проект «Арктический десант».

О том, чем занималась «Летняя школа Православия», рассказал участник творческой группы — иеромонах Тихон (Воробьев), кандидат богословия, этнограф:

— Мы работали с монахиней Елизаветой (Сеньчуковой), которая руководит миссионерским отделом епархии: проводили встречи, открытые уроки, кинопоказы, конкурсы рисунка…

Наша целевая аудитория – жители Усть-Майского района и поселка Батагай-Алыта (Эвено-Бытантайский улус), преимущественно дети и подростки. В начале лета мы побывали на летних школьных площадках. Ребятам мы привезли вышедший в 2022 году полнометражный мультфильм «Забытое чудо». Нам в этом помогли правообладатели, кинокомпания КИТ – они с большим пониманием встретили нашу просьбу поделиться добрым и, так сказать, душеполезным контентом с детьми из труднодоступных сел и поселков.

По сюжету герои мультфильма, московские школьники, приезжают на экскурсию в Троице-Сергиеву Лавру и оттуда попадают в четырнадцатый век, переживают различные приключения, знакомятся с преподобным Сергием Радонежским и только зарождающимся вокруг него монастырем, а потом с новыми знаниями и жизненным опытом возвращаются в наше время. Конечно, наша аудитория сильно отличается от столичных подростков. Например, комический эффект в сюжете создавали переживания одной из героинь об отсутствии интернета – а у детей из села Эжанцы Усть-Майского района или упомянутого поселка Батагай-Алыта в Арктике интернета нет в принципе – хорошо если на пару часов в сутки удается выйти через плохой wifi.
Но в целом мультик вызвал у ребят интерес и стал поводом поговорить о влиянии Православия на историю и культуру России, о святых и святости, об участии Бога в жизни человека. Для некоторых это была первая встреча с христианством. В Батагай-Алыта нет ни прихода, ни храма, и священник там был только в прошлом году, фактически проездом – была поздняя осень, очень холодно, жителям было довольно сложно собраться и прийти на встречу к новым людям, о которых они раньше ничего не слышали.
В этом смысле нам было проще: мы могли просто гулять по поселку, привлекая внимание населения. Население, особенно его юная часть, реагировало с огромным интересом. К нам подходили знакомиться дети разных возрастов; задавали вопросы и взрослые. Ну и на организованные встречи смогло собраться больше народу. Например, в улусный детский центр – это учреждение дополнительного образования, где дети учатся рисунку, танцам, пению, даже журналистике – на первую встречу с нами пришли больше двадцати детей! Я раздал им иконки, подписанные по-якутски, открытки с молитвой «Отче наш» на церковнославянском и якутском языке… На следующий день мы предложили устроить небольшое чаепитие – и ребята снова собрались, с восторгом разглядывали богослужебное Евангелие, священническое облачение, крест. Очень хочется поблагодарить преподавателей улусного детского центра, которые пустили нас пообщаться с их подопечными.

Мы привезли центру подарок – ленточную пилу для художественной резьбы по дереву. Здесь опять слово благодарности: на этот раз Синодальному отделу по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, который помог нам осуществить сбор на нее. Надеемся, что наше сотрудничество с центром продолжится. Мы сейчас открыли сбор на краудфандинговой платформе Планета.ру – хочется еще раз посетить Эвено-Бытантайский улус и поддержать талантливых ребят.

Синодальный отдел по благотворительности помог нам не единожды. Во-первых, в тот же Эвено-Бытантайский улус мы привезли гуманитарную помощь социально незащищенным семьям (лекарства и канцелярские наборы для школьников); во-вторых, при содействии Отдела мы смогли помочь Эльдиканской участковой больнице (Усть-Майский улус) – приобрести для нее кардиограф. Не секрет, что финансирование даже учреждений здравоохранения, что называется, не резиновое, и далеко не все удается оплатить из бюджетных средств. Поселок Эльдикан расположен на берегу Алдана, далеко не в любое время года до него удобно добираться, так что врачу надо четко понимать, что происходит с больным, точно диагностировать его состояние, чтобы можно было обосновать вызов санрейса из районного центра. Да и вообще работа без элементарной аппаратуры сказывается на качестве медицинской помощи, даже несмотря на колоссальную самоотдачу и преданность своему делу медработников.
В рамках проектов мы провели два конкурса рисунка: частью «Летней школы» стал конкурс «Родной край. Россия. Православие», а частью «России Арктической» — «Мы разные, мы вместе». Последний прошел в Верхоянском и Эвено-Бытантайском улусах, а меньше, чем через две недели еще будет проведен в Нижнеколымском районе. Хочу отметить невероятный талант наших детей! Усть-майские ребята (в основном из самой Усть-Маи и села Петропавловск) могут соперничать с участниками международных конкурсов детского рисунка; работы ребят из Арктики тоже поражают самобытностью и живостью.

Жителей Усть-Маи и Петропавловска удалось в этот раз дополнительно порадовать: с нами приехал квартет Симфонического хора Филармонии Якутии под управлением Людмилы Шумиловой. В обоих населенных пунктах артисты спели за Божественной Литургией. Еще они поучаствовали в социальных акциях: посетили маломобильных жителей; поздравили на дому тружеников тыла с 78-й годовщиной окончания Второй Мировой войны; провели два концерта. Людмила Анатольевна всегда с большим удовольствием участвует в православных проектах: участники ее хора поют в храмах Якутска, и хор в полном составе, и квартет выезжают на концерты, организованные Якутской епархией.

Конечно, важнейшая часть наших поездок – это богослужения. Вы знаете, вероятно, что священники Якутской епархии не всегда могут постоянно служить на окормляемых ими приходах.

В Усть-Мае есть дом при приходе святого апостола и евангелиста Матфея, но в нем почти невозможно жить круглый год; к тому же, община не сможет все время содержать священника. Конечно, это отдельная проблема – было бы хорошо, если бы местных жителей окормлял священник, который сам бы происходил из этих мест, знал бы всех в лицо и, возможно, имел какую-то светскую специальность, которая позволила бы ему и трудиться, и служить в родном поселке. Но, к сожалению, пока до этого далеко. Поэтому я старательно присматриваюсь к молодежи и подросткам: вдруг среди них найдется будущий священник? Вдруг отзовется какое-нибудь юное сердце? Очень радостно, если удается встретить какого-нибудь юношу, которому было бы интересно помочь за Литургией.

Служить в населенных пунктах, где нет постоянных богослужений, приходится не совсем так, как в городе: например, необходимо использовать перевод на русский язык, потому что иначе люди просто не поймут, что происходит, даже примерно. Это большая сложность, потому что адекватно, точно, поэтически и эстетически приемлемо перевести архаичный текст очень трудно. Я взял для Литургии и Крещения переводы современного (умер всего несколько лет назад) поэта Анри Волохонского. Его переводы уже опробованы: в 2014 году владыка Роман впервые в Якутской епархии совершал Крещение на Ленских столбах и пользовался именно этим текстом. После этого некоторые наши священники использовали богослужебные тексты в переводе Волохонского.

Я стараюсь приезжать в Усть-Маю раз в полтора-два месяца и охватить максимум населенных пунктов района, чтобы везде люди могли помолиться за богослужением. Обязательно совершаем Литургию в Усть-Мае и Петропавловске; если получается – плывем в Эльдикан и служим там в часовне преподобных Германа и Сергия Валаамских, оттуда – в поселок Усть-Миль, служим в часовне в честь иконы Божией Матери «Троеручица».
Удалось два раза послужить в поселке Югоренок на границе с Хабаровским краем. Часовня святого благоверного князя Александра Невского находится в очень живописном месте на берегу речки Юдомы. Добраться до Югоренка нелегко: от Усть-Маи до Эльдикана – два часа на лодке, от Эльдикана до Югоренка – шесть часов по земле. Дорога, конечно, красивая, но ее даже дорогой назвать сложно, и добираешься до конечного пункта совершенно разбитым. Зная это, жители обязательно стараются собраться на Литургию и тепло благодарят.
В какой-то степени эти поездки по Усть-Майскому району стали историческими: в национальном эвенкийском селе Эжанцы впервые за много лет совершалось Таинство Крещения, причем креститься пришли заинтересованные подростки – старшеклассники, с которыми мы встретились на школьной летней площадке; а в поселке золотодобытчиков Солнечный впервые была отслужена Божественная Литургия – в поселковом доме культуры, собралось буквально несколько человек, но это были люди, которым это действительно необходимо!

Богослужения в Арктике войдут в историю Эвено-Бытантайского района совершенно точно. Там впервые совершались и Крещение, и Литургия – тоже в культурном центре. И опять, самой заинтересованной публикой оказались дети. Надо сказать, что в определенном возрасте, лет 11-15, у человека формируется мировоззрение, в том числе и его религиозные основы. Дети задавали нам массу вопросов, и было видно, что для них это не просто болтовня или любопытство: им на самом деле было интересно, они искали новых смыслов. Многие сразу захотели креститься, но мы не можем крестить детей до четырнадцати лет без разрешения их официальных представителей, а родители некоторых ребят и сказали, что просто так креститься не следует. В поселке живут в основном эвены, они язычники, к религии и вере относятся очень серьезно, и для них важно, чтобы выбор их детей был ответственным, а не просто отказом от веры предков ради красивого ритуала. Так что крестилось у нас всего две девочки, но, мне кажется, даже среди взрослых людей редко встретишь такую осознанность, такое внимание.

Мы, кстати, стараемся показать, что вовсе не призываем людей отрекаться от своих предков. Наоборот, христианство стимулирует развитие национальных культур. В Эжанцы мы привезли Евангельские рассказы на эвенкийском языке, в Батагай-Алыта – на эвенском. Туда, где якуты и коренные малочисленные народы представляют большинство, мы обязательно привозим Евангелие и Библии для детей на якутском языке. Между прочим, нас за это часто благодарят педагоги: к сожалению, современные дети нередко забывают родную речь, а книги помогают ее сохранить. Где сохраняется язык, там сохраняется и культура.

Впереди нас ждет еще один выезд – в Нижнеколымский район, поселок Черский, где встретятся проекты «Арктического десанта»: «Россия Арктическая…» и «Малые этносы…». Там надеемся пообщаться с представителями особой субэтнической группы – русскими старожилами из сел Походск и, если погода будет позволять, Колымское. Там тоже будут встречи с детьми и взрослыми, конкурс рисунка, богослужения. Везде нас встречают с интересом, радостью и благодарностью, так что, думаю, и на берегах Колымы исключений не будет. Люди ищут Бога, а мы в данном случае стремимся свидетельствовать о нем, как бы пафосно это не звучало.

  • Текст: Sm24.info