В рассказе выдающегося якутского писателя, Героя Социалистического труда Д.К.Сивцева – Суорун Омоллооно «Харана5а тыкпыт сырдык» очень ярко, правдиво раскрывается сущность организации образования в царской России. Учиться имели возможность только дети состоятельных людей, тойонов. А об учебе детей коренных малочисленных народов Севера даже не было и речи.
Советское государство с первых дней своего существования приоритетным направлением работы утвердило ликвидацию безграмотности населения. Строительство советской системы образования началось с небывалым энтузиазмом и темпами.
Первые руководители советской Якутии понимали доминирующую роль образования в подготовке кадров для развития республики и стали вести целенаправленную работу по открытию школ в наслегах и строительству зданий для школ в сельской местности. Для организации советского местного самоуправления в окраинных и северных улусах республики были направлены молодые люди, на деле доказавшие свои организаторские способности во время революционной деятельности. Все они имели педагогическое образование.
В 1919 году в Усть-Майский улус для установления советской власти и организации работы советских органов местного самоуправления прибыл Алексей Бояров. В наш улус Алексея Боярова направили М.К. Аммосов и П.А. Ойунский. В то время улус был стратегически важным транспортным узлом Якутии – через Аяно-Майский тракт завозились необходимые товары и продукты для республики.
Центральная улица наслега Эжанцы носит имя Алексея Боярова – выдающегося советского и партийного деятеля, писателя-переводчика, педагога и просветителя. Имя Алексея Боярова было увековечено на сессии Эжанского сельского Совета народных депутатов в октябре 1977 года.
Алексей Бояров для строительства здания школы для обучения детей эвенков остановил свой выбор на местности «Буор Хайа» наслега Эжанцы. При выборе места ключевую роль сыграло выгодное месторасположение местности для организации транспортной схемы. Осенью 1919 года А. Бояров силами местного населения организовал работу по закладке фундамента будущего здания школы. Строительство здания было приостановлено из-за Гражданской войны в Якутии. Только в конце 20-х годов прошлого столетия мечта Алексея Федотовича была реализована – силами местного населения было построено типовое здание школы. Сохраненные до сих пор фрагменты фундамента здания школы в местности «Буор-Хайа» для многих поколений жителей нашего наслега являются памятником, олицетворяющим целеустремленность старшего поколения в светлое будущее через образование.
Алексей Бояров за короткий срок работы в нашем улусе снискал уважение и авторитет среди местных жителей. Он своим вкладом в деле организации обучения детей открыл Золотую страницу Книги летописи образования коренных малочисленных народов Севера.
С 1924 по 1930 годы Эжанская начальная школа стала стартовой площадкой для многих выдающихся педагогов Якутии. С 1927 по 1929 учебные годы заведующим и учителем Эжанской начальной школы проработал Тит Софронович Иванов. Тит Софронович, уроженец Мегинского улуса, после окончания Учительской семинарии в 1919 году, своими бывшими однокашниками П. Ойунским и М. Аммосовым был направлен в Усть-Майский улус, назначен учителем Нельканской школы и одновременно — комиссаром и начальником базы «Холбос» Аяно-Нельканского округа. Через год-полтора он обзавелся семьей: женился на дочери лоцмана Соловьева и стал зятем и любимцем жителей округа, что спасло его при калейдоскопической смене властей того времени — шла кровавая Гражданская война. В 1929 году он был арестован ГПУ по ложному обвинению. Был отпущен и снова арестован. В 30-е годы XX века остро встал вопрос об обучении детей с нарушением зрения: слабовидящих и слепых. Поэтому в 1938 году в селе Тюнгюлю Мегино-Кангаласского района, при активном участии Тита Софроновича Иванова, открыли первую школу для слепых детей. Он очень любил детей, был для них другом, отцом и наставником. Его вклад в дело развития интернатского обеспечения детей-сирот в суровые военные годы был высоко оценен правительством ЯАССР. В 1942 году, будучи репрессированным, Иванов Тит Софронович в числе первых был удостоен высокого звания «Заслуженный учитель ЯАССР».
На первой странице Книги летописи истории образования Якутского колледжа культуры и искусств золотыми буквами вписано имя первого директора Васильева Федота Никифоровича. Педагогическая деятельность Федота Никифоровича берет начало с эжанской земли. В начале 30-х годов молодой Васильев Федот Никифорович был направлен учителем Эжанской школы. До сих пор многие бывшие ученики и старожилы села с уважением и гордостью вспоминают имя учителя с большой буквы – Федота Никифоровича Васильева. С его именем связана коллективизация, укрупнение наслега, новая жизнь. За то короткое время, которое ему довелось проработать в селе, он сумел оставить о себе светлую и незабываемую память. Молодой, энергичный учитель активно включился в советско-партийную работу по реализации политики коллективизации и укрупнения хозяйств, организации пионерской организации и комсомольской ячейки. Про таких людей в народе говорят: «Всякое дело человеком ставится, человеком и славится».
Четвертым выдающимся педагогом, начавшим свой педагогический труд в Эжанской школе, является Петр Васильевич Оготоев.
Оготоев Петр Васильевич родился в 1910 году в Усть-Амгинском наслеге. После окончания педагогических курсов, в 1933 году был направлен учителем Эжанской начальной школы. За годы работы в Эжанской школе Петр Васильевич показал себя как истинный патриот родного языка – его рассказы, тойук, былины любили слушать и дети, и взрослые.
Через 2-3 года работы в Эжанской школе, он переехал в родной улус. Продолжил учительствовать. В 1956 году Петр Васильевич окончил Якутский Пединститут по специальности «Учитель русского языка». Женился, воспитал трех детей. Дочь Клавдия Петровна – заслуженный учитель ЯАССР, сын Петр был талантливым хомусистом, заслуженный артист России, сын Егор – заслуженный скульптор РСФСР. Петр Васильевич 24 года преподавал русский язык и литературу в родной Легёской школе Усть-Алданского улуса. Петр Васильевич заслуженный учитель ЯАССР, отличник просвещения РСФСР.
Петр Васильевич Оготоев этнопедагог, музеевед, а еще олонхосут. Его знаменитое олонхо «Эhэ Хара аттаах Элэс Боотур» переведено на русский, французский, английский, турецкий языки.
Все четверо выдающихся педагогов Якутии внесли свой личный вклад в дело развития образования Усть-Майского района.
Василий Бачьев, Эжанцы