Неизвестный автор сказал: «Семья подобна ветвям на дереве. Мы растем в разных направлениях, но наши корни остаются одним целым». Семья – это целые поколения людей, связанных родством. Иногда мы знаем только своих бабушек-дедушек, а прабабушки и прадедушки уже преданы забвению. Тем интереснее семьи, в которых не просто знают о своих далеких предках, но чтут и почитают их, передают эти знания детям.
Особая тема — профессиональные семейные династии. О династии педагогов наш рассказ.
Светлана Иосифовна Ивахненко работает воспитателем детского сада «Солнышко» поселка Солнечный, ее дочь Аяна — тоже педагог. Но истоки этой педагогической династии берут начало в 1931 году, когда мама Светланы Иосифовны, Тамара Алексеевна Васенина , начала свою педагогическую деятельность.
В годы войны, находясь в эвакуации в городе Байкальск, она работала воспитателем в детском саду. После окончания школы в 1947 году девушка уезжает в Иркутск, где поступает в Институт иностранных языков на факультет «Преподавание немецкого языка». По окончании института направляется на практику в город Улан-Удэ, В 1959 году, по зову сердца, Тамара Алексеевна, тогда уже с двумя маленькими детьми, приехала в Якутскую АССР на прииск «Ыныкчанский». Она сразу устроилась учителем немецкого языка в Ыныкчанскую среднюю школу.
Взяла классное руководство в пятом классе. Днем она учила детей, вечером – рабочую молодежь. Люди жили тогда единой мечтой – созидать и строить. Спустя два года после приезда в Якутию, в семье родилась еще одна дочь Светлана, а позже — Лариса. Имея начальное музыкальное образование, Тамара Алексеевна сумела приобщить детей к миру музыки. Поначалу сама занималась с ними вечерами, затем открылась музыкальная школа, где дети смогли получили музыкальное образование. В 1976 году семья переезжает в поселок Солнечный . Тамара Алексеевна устраивается на работу в детский сад «Буратино» сначала воспитателем, а затем методистом. В 1978 году ей предлагают место заведующей детским садом в поселке Усть-Ыныкчан, где она трудится до июня 1981 года. Затем семья переезжает в город Балашов Саратовской области. Общий педагогический стаж Тамары Алексеевны составляет 34 года.
Светлана Ивахненко (в девичестве Захарова) в 1978 году, закончив Солнечнинскую среднюю школу, поступила в Якутское педагогическое училище № 2. После его окончания, в 1980 году, вышла на работу в детский сад «Буратино» воспитателем в первую младшую группу. Одновременно заочно училась в Балашовском педагогическом институте на факультете «Педагогика и методика начального обучения». В 1987 году начал свою работу новый детский сад с ласковым названием «Солнышко», в который она пришла работать уже в качестве музыкального руководителя. Постоянно самосовершенствовалась, стремилась к профессиональному и личностному развитию. Итогом этого стала победа на улусном конкурсе «Воспитатель года-2000». В 2004 году поступила в Московский институт государственного администрирования на психолого-педагогический факультет.
Для нее детский сад «Солнышко» — родной дом, где проходит ее трудовая жизнь, где каждый день она занимается любимым делом, где ее ждут любопытные детские глаза и доверчивые детские сердца. Она считает себя успешной женщиной, так как сумела самореализоваться и в профессии, и в семье. У нее четверо детей, девять замечательных внуков, два правнука. Сейчас по стопам прабабушки, бабушки, шагает по педагогической лесенке ее дочь — Аяна Твердая. Уже сейчас за ее плечами 20-летний опыт педагогической деятельности. Она работала музыкальным руководителем, психологом, сейчас возглавляет детский сад «Солнышко». По словам Аяны Юрьевны, она счастлива, оттого, что, благодаря детям, есть завтра и за то, что ее профессия помогает творить и мыслить. Ее усилия направлены на воспитание свободной, успешной личности, способной на самостоятельные поступки и нестандартные решения. В общей сложности стаж педагогической династии в системе образования уже 105 лет! И это далеко не предел.
«Главное – не дороги, которые мы выбираем, а то, что внутри нас заставляет выбирать ту или иную дорогу». Все нравственные основы формирует семья, педагогические предпочтения, по большей части, определяются семейными интересами и ценностями. Жизнь, конечно, вносит свои коррективы. Но остается все же главное — желание искать в семейной истории лучшие традиции, следовать идеалам, и тогда появляются такие замечательные примеры семейных династий, о которых не просто хочется рассказать. Они представляют гордость и достояние поселка, района, республики. И эта семья — одна из них. Очень хочется верить, что в дальнейшем будущее поколение скажет: «Моя профессия – педагог, а значит династии – быть».
Елена Наумова