В литературном музее поселка Усть-Мая прошло семейное воскресное мероприятие, посвященное Году семьи, — «Мы из рода Апросимовых – потомки Апросимова Филиппа Васильевича».
Кем был наш предок?
Филипп Васильевич Апросимов родился в 1890 году в селе Нотора. Несмотря на то, что не имел образования, он работал на руководящих должностях.
В 7 лет потерял отца, и с этого времени он познал житейские трудности: бедность, голод, нищету. На плечи мальчишки легли нелегкие заботы растить братьев. С малых лет был шустрым, быстрым и работящим. Как говорил он сам, вначале он начал заниматься охотой, так как это занятие ему нравилось больше всего. В молодости его семья жила в верховье р. Нотора. Зимой охотился на сохатого, добывал пушнину, весной и осенью охотился на уток, рыбачил. Добыча спасала его семью от голода. Стал знатным стрелком, хорошо освоил охотничье дело, научил младших братьев, которые подрастая становились ему помощниками. Семья стала жить более в достатке. Но охотничий труд очень тяжелый, удача непостоянна, и не имея другого дохода, денег, было невозможно что-то купить. Поэтому, подумав Филипп Васильевич решил заняться каким-нибудь ремеслом. Учился всему, стал хорошим мастером по дереву, железу. Со временем лучше стало получаться – ковать железо. В последствии он стал знатным уважаемым кузнецом. Все запчасти сельскохозяйственной техники трех колхозов Кюпского наслега изготавливались Филиппом Васильевичем. До старости он работал в своей кузнице. Умел и крупные вещи ковать и женские украшения.
У него был острый ум и активная жизненная позиция. С установлением Советской власти в Якутии, на селе стал активно участвовать во всех делах, движениях и мероприятиях. Так в 1921 году стал делегатом 1 съезда батраков – хамначчитов в с. Чурапча от Аяно-Майского тунгусского улуса. Участников данного съезда поздравил телеграммой сам В.И. Ленин – вождь рабочих и крестьян. Он был горд услышанным обращением и поздравлением вождя революции.
Филипп Васильевич был членом Алдано-Майского тунгусского комитета и грамотно ставил перед новой властью нужды и чаяния своих односельчан, поэтому пользовался большим авторитетом.
С молодости до преклонных лет Филипп Васильевич был отменным столяром, строителем. Был известен не только в своем наслеге, но и в улусе. На самых ответственных стройках наслега был старшим мастером -прорабом. Он непосредственно внес личный большой вклад в строительство новых типовых школ в Усть-Майском улусе. Под его руководством в начале 30-х годов были построены новые школы в селах Кюпцы, Эжанцы, поселке Усть-Мая. Эти школы были построены народной стройкой. В строительную бригаду по всем наслегам района отбирали лучших строителей-мастеров. Строительный материал сами заготавливали вручную: пилами, топорами. Возили бревна на санях, впряженных быками. Работали с утра до вечера, без выходных, не считаясь с временем. Четырехклассные школы были построены быстро, занятия начинались в течение года. До сих пор население сел, где были построены эти школы, добрым словом вспоминают строителей в том числе Филиппа Апросимова.
Преданный советской власти Филипп Васильевич с энтузиазмом и радостью принимал новые начинания. Так, принимал самое активное участие в открытии Охотничьего товарищества, в организации открытия колхозов. В годы Великой Отечественной войны коммунистическая партия доверила ему возглавить колхоз «Комунна суола». Хоть Филипп Васильевич был безграмотным, но благодаря своему природному уму, смекалке, житейскому опыту успешно руководил колхозом. Колхозники на тыловом фронте работали, забывая про сон. Дети после учебы в школе наравне со взрослыми работали в колхозе. У каждого был дневной план, который они должны были выполнить. Все работали под девизом «Все для фронта! Все для Победы!». Колхоз «Комунна суола» за годы войны перевыполнял планы по заготовке пшеницы, выращиванию овощей, добычи пушнины. Колхозники шили теплую одежду для солдат, отдавали деньги на производство танков, самолетов Красной Армии.
В 1935 году в стране началось стахановское движение. В Кюпском наслеге 3 колхоза «Большевик», «Чапаевка», «Коммуна суолугар» тоже включились в стахановское движение. Из первых четырех стахановцев Усть-Майского района двое были из Кюпцев. За самоотверженный добросовестный труд званием «Стахановец» были удостоены выдающиеся лучшие колхозники — это Филипп Васильевич Апросимов и Федор Савич Андреев, которые действительно были лидерами и самыми лучшими. В 1938 году в г. Якутск был первый слет стахановцев Якутской АССР. От Усть-Майского района делегатами на слет были избраны Филипп Апросимов и Мария Атласова из Эжанцев.
В Кюпцах был единственным кузнецом, мастером изделий из железа. С давних времен роль кузнеца в деревнях была огромной. Кузнец был одним из уважаемых и почетных людей. Без кузнеца в деревне не прожить. Нечаянно не налив воды в самовар, в трубу угли положив, расплавится труба, бежишь к кузнецу, без него никак. Чай то пить надо, вскипятив самовар. Если вдруг единственный топор треснет, невозможно заготовить дрова для печи. Сломается соха, борона, серп, ножи и другие изделия из железа, то сразу бежать надо было к кузнецу, кроме него никто не сделает. Филипп Апросимов делал гвозди, шило, ножи, скобы, иглы, вытачивал и ковал запчасти для сельскохозяйственных агрегатов, машин и тракторов и прочие нужные изделия. Ведь в то время не продавалось все это. Филипп Васильевич занимался кузнечным делом более 50 лет. Вся колхозная сельскохозяйственная техника ремонтировалась только руками Филиппа Васильевича. Сам делал новые запчасти для техники. Даже в первые 10 лет появления совхозов, без него не могли обходиться. Работа старика Филиппа отличалась быстротой, качеством. Приходившие за помощью люди всегда были уверены в том, что Филипп Васильевич поможет, всегда техника была отремонтирована, не было случая, чтоб он отказался или не смог отремонтировать.
В наслеге самую первую технику он мог завезти и работать на ней первым. Первая моторка в Кюпцах была у него. Ему тогда было 70 лет .
Вот таким человеком был огоннер Силипп — Филипп Васильевич Апросимов. Он в 1971 году, когда ему было 81 год, работая единственным кочегаром местного клуба, затем, тяжело заболев пневмонией, умер.
Филипп Васильевич познал счастье отцовства. Из 10 родившихся детей, двое умерли в раннем возрасте. Вырастил 8 детей.
Старший сын — Афанасий Филиппович Апросимов, после окончания педагогического училища, работал учителем с 1939 по 1942 годы в Кюпской начальной школе. В 1942 году был призван в ряды Красной армии офицером, геройски погиб в 2 июня 1944 года на территории Польши.
Старшая дочь — Марина Филипповна, после окончания педагогического училища в 1940 г., работала учителем начальных классов в Абыйском районе несколько лет. Затем, до заслуженного отдыха, многие годы проработала в Кюпской школе. Ветеран труда, ветеран образования.
Мария Филипповна Апросимова всю жизнь проработала в сельском хозяйстве после окончания школы. Была знатной телятницей, народным депутатом Верховного Совета Якутской АССР, член РК КПСС. Имела собственную программу ухода за молодняком КРС, добивалась высоких результатов прироста и привеса.
Александра Филипповна Апросимова прожила короткую жизнь до подросткового возраста.
Варвара Филипповна Апросимова – одна из первых эвенкиек — выпускница Якутской фельдшерско-акушерской школы, в 1948 году была направлена в Усть-Янский район в далекое эвенское село Уянди. Затем переехала с семьей в свой родной район. Работала в поселках Бриндакит, Усть-Мая и селах Петропавловск, Эжанцы, Кюпцы. Проработала около 50 лет в здравоохранении, заслужила уважение и почет. Отличник здравоохранения СССР, народный мастер по бересте, Почетный гражданин Усть-Майского района, депутат сельских Советов Усть-Янского, Усть-Майского районов.
Иван Филиппович Апросимов многие годы проработал в народной милиции, ветеран внутренних дел. Уйдя на заслуженный отдых, вернулся в родное село и работал в совхозе. Погиб от несчастного случая.
Евдокия Филипповна Апросимова (Иванова) работала рабочей, телятницей в совхозе. Победительница соцсоревнований, овощевод, ветеран труда, знатная мастерица меховых изделий, одежды.
Екатерина Никитична Ефремова, воспитанница семьи. Закончила Якутское медицинское училище. Работала медсестрой, лаборантом, 57 лет проработала в здравоохранении. До этого работала в детсаде, в строрйучастке, узле связи более 10 лет. Отличник здравоохранения РС(Я), ветеран труда.
Афанасий Филиппович Апросимов — 2, умер в младенчестве от пневмонии.
Василий Филиппович Апросимов много лет добросовестно проработал в сельском хозяйстве. Механизатор, передовой тракторист, знатный овощевод. После развала совхоза работал в МПЧ. Ветеран труда.
Агафья Филипповна Апросимова (Назаренко) работала в совхозе рабочей, затем долгие годы пекарем.
Потомки Филиппа Васильевича собрались, чтоб передать своим детям, внукам и правнукам информацию об их корнях, о тружениках предках. Какими они были, что любили, что умели, как жили. Встреча началась с зажжения и кормления родового очага. Детям было разъяснено что такое родовой огонь, его значение в укреплении семьи. Всей семьей покормили огонь, попросили о здоровье, дружбе и мире.
В гостинной музея открыли экспозицию стендов «Род Апросимова Ф.В» и выставку «Сестры Апросимовы», которые рассказывают о предке и потомках Филиппа Васильевича Апросимова. Амалия Атласова провела музейный урок «Древо Апросимовых». Цель встречи была достигнута, потомки подробно узнали откуда они родом. Кто им родственники по линии Апросимовых.
Затем Олеся Карелина провела интеллектуальные игры для детей и взрослых, Наталья Иванова провела психологическую игру «Опиши себя». Особый восторг и оживление для всех вызвала напольная игра «Хомуур курэ», направленная на развитие моторики, быстроты реакции и сноровки. Закончился праздник общим столом за вкусным обедом, на котором чествовали детей за хорошую учебу и поведение, среди которых 2 отличников, 2 хорошистов. Также был розданы очерк «Воспоминание об Апросимове Ф.В.», написанное писателем Якутии А.И. Егоровым-А.Чокууром и переведенном на якутский язык дочерью Варварой Егоровой и таблица «Род Апросимова Ивана «Уордах Уйбаан», от которого одной из ветвей являются потомки Филиппа Апросимова. Закончилась встреча песней «Продвинутая бабушка», которую эмоционально и с чувством спела Варвара Атласова.
Организаторы мероприятия преследовали цель: «Важно — соединить традиции прошлого и опыт настоящего с непреходящими духовными идеалами. Только духовные основы способны стать тем незыблемым фундаментом, на котором семьи смогут выстоять в XXI веке». Ведь в современном обществе роль семьи несравнима по своей значимости с другими социальными институтами. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.
Семья — главная ценность человека, общества и государства». Семья — это единственный институт, который, существовал на протяжении всей человеческой истории. Это единственная ячейка, которая сумела уцелеть, а где-то и противостоять всем тем общественным устройствам и государственным устремлениям, которые в нашем столетии, в частности, пытались изменить ход истории. Институт семьи для нынешней России имеет стратегическое значение. Семья — это тот якорь, который привязывает человека к своей стране и к своему государству значительно надежнее, чем что-либо другое
Большое спасибо за подготовку мероприятия С.С. Кривошеиной и Н.А. Золотухиной — работникам Литературного музея, Н.К. Николаевой-Золотухиной – общественному помощнику.
Амалия Атласова