Тропою мужества

 

(Окончание)

От Селенды выехали в полдень. Первая остановка состоялась у скал с древними писаницами Кыыллаах. Эх, попасть бы сюда в час открытия природой тайны: то ли после дождя, то ли в утреннем тумане. Может быть, тогда рисунки были бы четче видны. А так в сухую погоду были видны поблёкшие, еле очертанные контуры. Достоверно известно, что тунгусовед, археолог, доктор исторических наук, специалист в области первобытного искусства наскальных изображений Восточной Сибири, Приамурья Анатолий Мазин в своей книге «Традиционные верования и обряды эвенков-орочонов» нашел рисунок эвенкийской сказки «О Лосе, который украл солнце и об охотнике Мани» именно на местности Кыыллаах. Тайну писаниц изучали десятка ученых и исследователей, включая наших устьмайских школьников. Надеюсь, когда-нибудь они выпустят в свет солидную работу.

Ознакомившись состоянием наскальных рисунков, мы поехали до Нелькана без остановки. За нашей поездкой следили высокостоящие утесы, летающие парами утки крохаля и гоголи. Ближе к Джигде на берегах-галечниках появились отдыхающие. Успеваю щелкать фотоаппаратом. Едем еще сорок километров и у подножья невысокой сопки появляется Нелькан, приближаясь мы видим голубые купола церкви.

Хочу остановиться на ойконимах Нелькан и Джигда. В официальной литературе пишется, что “Нелькан” имеет эвенкийские корни – “нель” означает стрелка или место от слияния двух рек, а Джигда (дягда) переводится, как “гарь”, т.е. место с обгоревшим лесом.

Оставляя право нельканским краеведам и выражая им уважение за труд, который они вложили в разгадку тайн названий, я хочу выдвинуть свою трактовку. На мой взгляд, значение ойконима Нелькан исходит от эвенского Нюлка – “утес”, издревле между Охотским морем и левыми притоками Джугджура, в зависимости от сезона рыбалки на море и дальнейшего пропитания дикими животными кочевали эвены Ламы. Нюлка+н —  место с утесами, (место, страна утесов). Джигда – Дьыҥда, залив, где скапливаются отломившиеся тающие льды во время весеннего ледохода.

Переночевав в частном доме, с утра идем смотреть церковь, которой уже 106 лет. Сначала это была часовня, горела несколько раз, но ее заново строили. В 1914 году ее нарекли Благовещенской церковью (Храм Благовещения Божьей Матери). По информации краеведа Владимира Никитича Атласова, первое здание церкви (часовню) в 1864 году построил тот же мастер, который построил Матфеевскую церковь в 1854 году в селе Усть-Мая. В наше время в церкви Нелькана, также как в Усть-Мае божественную службу проводят батюшки, приезжающие из Хабаровска. Посмотрев снаружи церковь, где даже принял службу генерал Анатолий Пепеляев, мы очутились в Нельканском краеведческом музее.

Здание краеведческого музея площадью, как и наш краеведческий музей. Берет свое начало с 1967 года со школьного краеведческого музея. Прошли процедуру профилактики от коронавируса и в масочно-перчаточном режиме прошли на платную экскурсию. Ее провела сотрудница музея Ольга Николаевна Оконешникова. Экспонаты музея посвящены истории края, поселка, животному миру, эвенкийской и якутской культуре. Очень много экспонатов, которые подарили жители села, восстановленные эвенкийские одежды, пошитые народными мастерицами. Прозвучали фамилии, имена мастеров и активистов: Евдокии Павловны Архиповой, Татьяны Богословской, Александра Степановича Семенко, Евдокии Гаврильевны, Ефросиньи Петровны, Гаврила Ивановича Дьячковских и т.д.

Ольга Николаевна нам рассказала о семи чудесах Нелькана, это озеро «Байкаленок», плато «Маар Куел-Сэлиндэ»», писаница «Кыыллаах», храм Благовещения Божьей Матери, заповедник «Джугджур»», «Аяно-Майский тракт», остров Ионы. Каждая тема вызвала неподдельный интерес. Здесь же среди экспонатов я нашел ответ Селендинскому стволу. Это часть кремневого ружья, у которого не хватало обыкновенного приклада, боевого механизма и курка. Нам представилась возможность увидеть майские писаницы с четким изображением. Время экскурсии прошло незаметно, от коллектива музея нашему руководителю Борису Ивановичу вручили памятный сувенир-оберег, перед расставанием традиционно написали в книге посетителей свои впечатления и пожелания.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Осталось очень немного времени, чтобы познакомиться с матерью нашего водителя Любовью Федоровной Умрихиной, с которой знаком более десяти лет, благодаря Зинаиде Яковлевне Пермяковой. Любовь Федоровна — народный мастер по пошиву национальной одежды эвенков, традиционных утварей как коврик-кумалан, женских сумок-каптукэ, панно в национальном стиле, оберегов и так многое другое. Она — участница многих конкурсов Хабаровского края, Москвы, Якутии, Аяно-Майского района, победительница, дипломант, обладательница знаков Российской Федерации, Хабаровского края по творчеству («За успехи в научно-техническом творчестве, Москва. ВВЦ», «Всероссийский выставочный Центр», «Хабаровский конкурс, посвященный международному Дню семьи», Хабаровск), грамот и благодарственных писем разного уровня.

Любовь Федоровна нас встретила радужно, накормила традиционными, эвенкийскими котлетами из сохатины в собственном соку. Как всегда, ее творческая натура нас удивила новыми экспонатами, тайнами писаниц на ее рисунках. Ознакамливаясь с ее трудами и видя ее библиотеку, мы почувствовали, что она еще совершенствуется, интересуется новшествами мира традиционного пошива.

Настали минуты возвращения, с нами в Усть-Маю в гости поехал сын Вячеслава — Миша, которому к этому времени исполнилось 3 года и три месяца, неугомонный балагур. От папы ни на минуты не отходит, безостановочно все чего-то спрашивает и спрашивает, ждет объяснения, временами, когда устает, засыпает. Вот подъезжаем к последней достопримечательности нашего туризма — Цыпандинской пещере. Подвязав лодку на дереве, поднимаемся на одно из значимых мест — доисторической пещере. У входа валяются разные вещи, мелочи, вознесённые в дар. Когда-то это место служило в летнее время природным подвалом для хранения мяса, рыбы. Чтобы тепло не проникло внутрь, вход закрывали стеной из бревен с входной дверью. Но большая вода унесла часть сооружения и пещера осталась открытой. Когда спускаешься внутрь, скользко от растаявшего снега. Слева и справа имеется два проема, глубина которых неизвестна. Посередине стоят сталактиты, над головой висит иней с крупными кристаллами. Наш гид Вячеслав сразу предупредил, что внутри пещеры нельзя громко разговаривать, производить резкие звуки. С потолка может упасть кусок льда или камня. Побыв недолго, вышли из пещеры, для меня сложилась впечатление, что с потеплением климата и аномальной жарой размеры сталактитов становятся меньше.

Прибыв в Селенду, подуставшие перед ужином попарились таежной бане. Покушав приготовленную для нашего прихода щуку, подготовились ко сну, а наш маленький путешественник еще воодушевился, несмотря на позднее время, с отцом и Данилой поехал проверять сети. Вернулись через два часа, на дворе стоял ночь, а ему сон ни в какую, даже множество комаров его домой не загоняет. Данил сразу же принялся за чистку пойманной рыбы, тут и от Мишеньки помощь потребовалась — стоя на скамейке светил фонарем. Перед сном успели еще в баню сходить. Глядя на Мишеньку, у меня создался образ таежных ребятишек, которые воспитываются в суровых природных условиях. Только слившись с природой, научившись у родителей суровому образу жизни, они могут выжить в безлюдной, глухой тайге.

На четвертый день поездки из Селенды мы вышли не спеша. Утром сон разогнали, искупавшись в теплой, чистой воде озера Селенды. На протоке по пути проверили сети, речка нас угостила десятками крупных окуней, радости Миши не было предела. На одной из речек ниже Аима решили остановиться на последний привал. Пока мы мерили температуру речки Мая, Вячеслав успел испечь каждому по одной жирной рыбе и показал, как выпотрошить внутренность рыбы со спины, избегая иголок и желчи. Сколько живу возле реки и иногда пеку на угле окуня, никогда не приходилось есть рыбу, разделанную со спины с чистым мясом. Век живи, век учись.

Мы очень благодарны нашему водителю и гиду Вячеславу Умрихину, а также уважаемому Борису Ивановичу за эту поездку, пусть у вас все будет хорошо, пусть вас всегда сопровождает удача и пусть ваши грядущие планы претворятся в жизнь.

Евсей Лугинов

2020 г.