2023 год президентом России Владимиром Путиным был объявлен Годом педагога и наставника. Декабрь – время подведения его итогов. Он стал для многих учителей и воспитателей ярким, запоминающимися, наполненным интересными событиями. Каждый год состав педагогических коллективов обновляется молодыми специалистами. Второй год в Детской школе искусств преподавателем по вокалу работает Ирина Яцура. Мы поговорили с ней о первых шагах в профессиональной деятельности, о детях и музыке.
-Ирина Ивановна, с какого времени Вы начали заниматься музыкой?
-В музыкальную школу я начала ходить с 1 класса, закончила отделению «фортепиано» в 2015 году.
-В каком возрасте пришло осознание, что Вы свяжете свою жизнь с музыкой?
-Примерно в 8 классе я поняла, что музыка занимает много места в моей жизни, и решила, что буду этим заниматься профессионально.
-Можно ли сейчас с уверенностью сказать, что не ошиблись в профессиональном выборе?
-На самом деле о преподавательской деятельности я особо не задумывалась. Мне нравилось писать музыку, играть. Когда училась, попробовала репетиторство, и поняла, что можно заниматься преподавательской деятельностью, и это интересно.
-Сейчас, спустя год, что Вы можете сказать о профессии?
-Разочарования нет, но работа нелегкая. Радует, когда видишь результаты своего труда, видимый прогресс у детей. Это, конечно, происходит не сразу.
-Влияет ли личность педагога на результаты учащихся?
-Думаю, да. Педагог тоже должен развиваться, не останавливаться на достигнутом, понимать детей и стараться быть для них примером.
-Знаю, что Вы решили продолжить свое обучение. Расскажите, пожалуйста, об этом более подробно.
-В 2022 году я закончила Якутский музыкальный колледж по специальности «Хоровое дирижирование». Когда училась, прошла факультативный курс по духовым инструментам. Появилось желание освоить саксофон. В январе 2023 года я поступила заочно на отделение духовых инструментов.
-Что дает преподавателю освоение игры на нескольких музыкальных инструментах?
-Во-первых, это саморазвитие, во-вторых, если смотреть на перспективу, то в дальнейшем можно открыть духовое отделение, и обучать детей игре на саксофоне.
-Что самое сложное в работе с детьми?
Самое сложное — когда приходят дети с неразвитым музыкальным слухом, приходится много времени работать над этим. И еще – если у детей отсутствует мотивация для серьезных занятий музыкой.
-Вокальные способности можно развить или они даются от природы?
-Понятно, что способности у каждого ребенка развиты в разной степени. Занятия сольфеджио развивает слух, поэтому при систематических занятиях и мотивации, безусловно, результаты будут.
-Что дают ребенку занятия музыкой?
-Неважно, будет ли ребенок во взрослой жизни заниматься музыкой, но музыка благотворно влияет на каждого ребенка. Во-первых, это общее развитие, развитие творческого мышления, мышечной и слуховой памяти, во-вторых, это еще и дисциплина, режим, организация своего времени.
-Ирина Ивановна, Вы работаете второй год, не возникает ли ощущение однообразия?
-Дети разные совершенно. Каждый урок — это что-то новое, нет занятий, похожих друг на друга. У меня 2 группы детей. Даже группы детей отличаются. Группа первоклассников — в нее подобрались более спокойные дети, второклассники — более шумные, более активные. Отношение к учебе тоже разное.
-Вы – человек с активной жизненной позицией, постоянно принимаете участие в разных мероприятиях, выступлениях. Это связано с Вашей профессиональной деятельностью?
-С одной стороны — да, с другой стороны – преподавателям важно показывать пример детям. Это тоже должно послужить им стимулом для занятий музыкой, творчеством.
-Каких бы результатов Вам хотелось достичь в педагогической деятельности?
-Хочется, чтобы дети принимали участие в конкурсах, пели, чтобы ребенок слушал и слышал педагога, а педагог — ребенка.
-Спасибо, Ирина Ивановна, за интересную беседу. Успехов Вам в творческой и педагогической деятельности, достижения новых высот.
Елена Наумова