В 90-х годах, почти в центре села Кюпцы, по улице Алданская, 22 стоял очень красивый дом с большими окнами, неординарной постройки для села. Все называли его «дом аэропорта»», он был построен до войны в местности «Уһун Кумна” (Длинное гумно), где был сарай для сжатого хлеба. В первые годы своей работы в редакции газеты, как ответственный за выпуск якутского приложения “Алдан долгуна”, я начал изучать историю строительства этого здания. И к счастью мне повезло услышать ее из первых уст. Им оказался 82-летний старожил, ветеран колхозного-совхозного строительства села Кюпцы Савва Ильич Апросимов. Разговор наш шел в виде интервью.
“Вопрос: Савва Ильич, кто и когда построил здание Кюпского аэропорта?
С.И.: Бригада из семи человек, бригадиром которой был Самархалов на берегу местности Уһун Кумна в 1937 году. Строительный лес готовили сами колхозники по распоряжению и распределению моего старшего брата, председателя сельского Совета села Кюпцы Романа Ильича Апросимова.
За оперативность в заготовке леса и предоставление в срок материала, по ходатайству бригады, мой брат от руководства района был премирован швейной машиной. Вскоре после этого он умер.
Под зданием аэропорта на берегу находился настил–пристань. Когда приземлялся двухместный гидросамолет с лодочным шасси, его подтягивали выше к настилу. Потом я видел, как на таких лодках люди ездили, посадив мотор Л-10. На таких лодках летчики перевозили почту, груз.
Вопрос: Кто руководил строительством гидроэропорта?
С.И.: Составителем проекта и следящим за строительством был молодой, бородатый русский Сутуруян. Для нас тогда, у кого нос был большой и чуть краснощекий, не знающией местный язык, назывались русскими.
Вопрос: Как часто прилетал самолет?
С.И.: По расписанию должен был прилетать 2-3 раза в месяц, но он прилетал мало, когда на реке была вода. Зимой для него полосы не было.
Вопрос: В порту кто работал?
С.И.: До войны и после войны встречающим и провожающим работал русский Никандр Петрович Сбродов. У него детей было много. Его дети, наверное, и сейчас живут в нашем районе. В годы войны здание пустовало. Порт не работал.
Вопрос: Когда здание перевели в центр наслега?
С.И.: Когда я работал председателем сельского Совета в 1953 году, договорился с Константином Николаевичем Максимовым и Николаем Санниковым, чтобы они разбирали дом и привезли по воде сплавом и собрали на нынешнем месте. Они так и сделали. Если спросишь, на какие средства провели провели стройку дома в селе, я отвечаю так: в 1952 году состоялся республиканский конкурс сельских Советов. По итогам этого конкурса я занял 2-е место по республике. Поэтому наше село премировали денежными средствами на сумму 4000 (четыре тысячи) рубля. Вот так, за счет этой премии, мы собрали дом. После перевода это здание 33 года было домом сельского Совета, один год было отдано под больницеу. Когда построили новое здание сельского Совета, его сдали под жилой фонд, где потом проживали разные семьи, в разное время. Такое типовое здание, как гидроаэропорт в Кюпцах, было построено по реке Мая (Майда) в Чае. Год не помню.”
“Бастакы аэропорт“(Первый аэропорт в Кюпцах) “Усть-Майский вестник” “Алдан долгуна” №2 (6507) от 13 января 1995 года.
Тогда я, в завершение интервью, высказал мнение, что это возможно первый аэропорт района и о преващении этого здания в исторический памятник. Голос по поводу здания был не услышан: время и обстоятельства не пощадили историческую ценность, как во многих поселениях и городах. Остался вопрос узнать о Сутуруяне, который руководил постройкой аэропорта. В газетах и изданиях я о нем не нашел. Но мне снова повезло. После выхода интервью с репликами и уточнениями мне в газету написал письмо “Когда был построен аэропорт Усть-Маи” ветеран войны и труда Прокопий Николаевич Адамов. Статья вышла в газете“Усть-Майский вестник” “Алдан долгуна” 14 апреля 1995 года в № 16 (6521).
Прокопий Николаевич рассказал так:
“Я тоже человек преклонного возраста, и как я знаю в 1935 году для строительства аэропортов в Усть-Мае приехала изыскательно-проектная и расчетно-экономическая полувоенная экспедиция. Эти аэропорты были рассчитаны для гидросамолетов военно-стратегического направления.
Как я хорошо помню, начальником экспедиции был русский, человек высокого роста, средних лет по фамилии Геевский. Заместителем его был армянин по фамильи Асотарьянс или Усутрьянс. Тоже молодой, выше среднего роста, широкоплечий, с длинной бородой до солнечного сплетения. Третьим работником была жена Геевского, тоже русская, одной ногой немножко прихрамывала.
Когда они проводили геодезические работы, в помощь привлекали местных жителей или нанимали их.
Когда впервые приехали, они спроектировали землю, где в данное время стоит аэропорт Усть-Маи. Затем поехали в Кюпцы, там составив проект аэропорта, в начале сентября поднялись по реке Мая (Майда) и в 170 километрах от Усть-Маи, в местности Бердигестях, в речке найдя подходящее место рядом, также составили проект аэропорта. И в завершение, уже по зимней дороге они поднялись до Нелькана и сделали последний проект аэропорта. Оттуда вернулись в апреле и уехали в Якутск.
На следующий год, это было в 1937 году в марте или апреле, прилетел самолет с лыжами и сел под Усть-Маей выше школьного взвоза. Летчик был русским — молодым, красивым, высокого роста, в длинном кожаном пальто. Тогда на льду был организован большой митинг. Митинг открыл председатель райисполкома Слепцов К.Н. Его выступление было продолжительным. Ответное слово сказал Асотрьянс (Усутруянс). Геевского не было.
В этот год, весной и летом, где должны были строится гидроаэропорты, сиами населения, народными инициативами были наскоро заготовлены строительные леса. Ближе к осени приехали строительные бригады и за короткий срок, за несколько месяцев, построили отдаленные аэропорта, а главный аэропорт завершили в 1938 году. Еще раз напоминаю, что все эти аэропорты были предназначены для гидросамолетов.
Первый организатор и начальник аэропорта (Усть-Мая) Асотарьянс (Усутрьянс) работал до апреля 1938 года. В апреле только что завершающая постройка аэровокзала сгорела от огня. Вскоре пришел слух, что Асотрьянса сняли с должности и он предстал перед судом. Не помню, кто был начальником после него.
Где-то в 70-х годах, когда наша землячка Анастасия Никифоровна Степанова была депутатом Верховного Совета СССР, прошел слух, что жена Асотрьянса работает в Москве в Кремлевской больнице врачом. Говорили в то время она отправила фотографии строительства аэропортов, снятые Асотрьяном в Усть-Майский музей. Возможно, эти фотографии и сейчас лежат там.
К сведению могу добавит,что поле современного аэропорта расчистили в 1941-1942 годах.”
После этой статьи мне снова не удалось установить точные инициалы Сутуруяна. И вот, мне в руки попалась книга “Посвятившие себя авиации”, составленная Т.Н. Будяк, О.П. Ловцовой, Е.Н. Переваловой, Н.Н. Переваловой. Скажу сразу, что книга мне очень понравилась своей научностью, любовью в авиацию, душевностью и честностью, правдивостью. Поздравляю составителей за выполнения своей поставленной задачи. Наконец то мне удалось узнать благодаря этому авторскому коллективу своего Сутуруяна, Асотрьянса (Усутрянса). Это был оказывается Асотурьян Тигран Богданович – человек который был причастен к первым годам строительства аэропорта “Усть-Мая”. Буду рад, если я пролил свет в биографии этого человека и на белых пятнах в истории становления авиации нашего района.
Евсей Лугинов, переводчик, журналист, краевед