(Ретроспективная заметка)
Окончание.
Экскурсия по историко-культурному парку прошла самостоятельно: заходили в дацан, крутили барабаны. Здесь же начались первые покупки охотников за сувенирами. Особо заядлых успокоили тем, что в Аршане можно найти сувениры подешевле.
Снова встал вопрос вызова такси. А он оказался рядом. Сначала мы не признали своего таксиста, оказывается это был “наш” таксист — Жаргал Дамбаев, только без медицинской маски. Радуясь встрече, мы поехали на главную площадь республики. По дороге я расспросил таксиста, есть ли памятник Гэсэру, мол хотелось бы сфотографироваться возле него. Жаргал Михайлович, как-то неуверенно сказал что есть, но если что отвезет. Я не стал настаивать, да и времени было не много.
Сфотографировашись возле бюста Ленина, мы спустились вниз посмотреть светящийся фонтан и Бурятский “арбат”. Честно, мне казалось, что я хожу по родному городу. Молодежь гуляла так же как и в Якутске, да и внешне ни чем не отличалась якутского населения. Чуточку расстерявшись я держался за моими молодыми спутницами Еленой и Людмилой. По дороге в Арбат мы увидели скульптуру какого–то человека. Я подошел к нему и вычитал в надписи что эта скульптура Верхнеудинского купца Евсея Лукича, если протереть ключ его сундука то можно притянуть финансовую удачу. Поздоровавшись с тезкой я протер ключи от сундука.
Вечером, после девяти, продолжили путь на остров Ольхон. К 11 часам утра приехали в поселок Хужир. Прибыв на остров на скале увидели бакланов. Расположившись, стали изучать поселок, самые шустрые успели пробежаться по сувенирным лавкам. Я приняв душ, самостоятельно сходил посмотреть на Байкал. Вечером организованно двинулись на то же место к заброшенным кораблям и прошлись по берегу до Шаманской скалы. Для желающих была проведена фотосессия. Другие два дня мы съездили на УАЗах на экскурсию по северной стороне острова Ольхон и на прогулку на катерах по Байкалу до турбазы Сурхайта.
В первый день, проснувшись рано в тишине сходил на скалу Шаманки. Там, по своей традиции, накормил духа скалы и задобрил Духа Байкала, затем поднявшись на берег прошелся по туристическому парку, мимо высоких коновязей с дарственными лентами которые были привязаны какой то толстой материи. Еще по пути в Бурятию и на остров Ольхон увидел не высокие коновязы, которые были похожи на эвенкийский “Сэвэк моо”.
И вот настало время экскурции по большому острову. Посетили: Смотровую площадь, где увидели из далека на воде островков под названием Лев и Крокодил, заехали на урочище Песчаное, где раньше жили осужденые по мелким статьям, услышали историю лиственниц, которые передвигаются по песчаному бурьяну в зависимости от заметания ветром бугров (бурьянов). Здесь пробовали чай из лекарственных трав, купили для подарка целебные крема. Затем, остановились на Мысах Хобоя и Любви, рукотворное дерево Дух Байкала, местность Узури на берегу Байкала, на которой расположена одна из крупных метеостанций России. В Хобое озеро Байкал расскрылось во всей красе, полуденное солнце сыграло свою роль. Байкал стал бирюзовым, чем вызывал восхищение у моих спутников. Те, у кого глаза зоркие, успели заметить внизу на камнях семейство нерп. После, экскурсии нас ждал обед с ухой из байкальского омуля. На Мысе Любви молодые девушки загадывали будущего ребенка: кидали камни с высоты в Байкал и если, слышен шлепок – это значит Байкал одобрил. На мысе Дух Байкала, часть экскурсантов, выпрашивали, расположение Духа моря Сибири. Здесь же состоялась фотосессия для желающих девушек со цветным дымом (фаером)в современных якутских платьях. Заглянув в Узур вернулись в Хужир и сразу проехали на Сарайский пляж, где я поймал убегающее лето за хвост. Несмотря на то, что вода уже была холодноватая, я погрузился в голубые волны Байкала и через несколько секунд тело привыкло и даже стало тепло.
Вечером ужинали в кафе с видом на озеро, затем всех позвали в кромешной темноте фотографироватся возле озера, где применялись новшества съемки в темноте. Далее — разговор вокруг искусственного костра – гирлянда светящееся из портативного аккумулятора. Каждый рассказал о себе, то, как попали в этот тур, молодежь пела песни и танцевала.
Утром на катерах поехали на экскурсию по Байкалу, увидели на островках гордость населения Прибайкалья — нерп и баклан. Заехали в одно из почитаемых мест буддисткой святыни, побыв немножко, вернувшись катерам приехали на базу отдыха “Сурхайта” и направились на источник минеральных вод. По возвращению нам предложили бузы, блины со сгущенкой, чай. Во время трапезы я поинтересовался, что означает название “сурхайта” у хозяйки. На что, она ответила: “Щука”. Так, и у нас есть похожее слово: “сорохой”, “дьорохой”, которое, обозначает название не больших щук, щуренок. Пока новая партия туристов не подъехала в базу хозяйка немного уделила на меня времени. Распросила о пожарях в Якутии, рассказала о предпринимательстве, оказывается ее дочь с зятем не далеко имеют свою ферму для скота. Видя ее бурятские черты вперемежку с монгольскими, вспомнил Зинаиду Александровну Далбаеву в молодости, и спросил: “Случайно, у вас нет родственников в Якутии?”. Ответ получил отрицательный. Отобедав, я во второй раз искупался в Священном Байкале. В эти два дня я не ходил, я порхал; не чувствовал земли под ногой, ходил даже быстрее, чем мои однотурники, забыв про свой возраст. Подкралась мысль, что такая природа — для меня. Видно, в такой же эйфории, наши сородичи из Якутии оставили роспись голубой краской “Якутия” на стенах скалы Шаманка, которое вызвало порицание жителей и организаторов тура. Вечером часть группы пошла кататся на платных, маленьких байдарках, пришли уставшие, но довольные.
После двух проведенных дней наш путь продолжился в Иркутск. По дорогое остановились у заброшенного мраморного карьера. Закончив фотосессию едем в Иркутск. Кстати, здесь тоже наши якутяне оставили свой след то ли краской, то ли головкой обуглившегося палки надписью Якутия.
В Иркутск приехали после обеда. Подъезд к центру был заставлен обыкновенными домами, где-то там возвышались восьми и девятиэтажные дома, поэтому, создалось впечатление, что этот город провинциальный. Я вспомнил, что здесь учились мой старший брат Дмитрий и его супруга Наталья. Посетив ближайший торговый дом мы остались на ночлег в хостоле, который заранее забронировали.
Вглядываясь в ночной Иркутск, я поминал дядю Лазаря. А утром побежал в ближайший кустарник, оставил поминальную еду и остаток водки на упокой души. Когда собрались было выехать из города возле железной дороги, кому–то стало плохо, надо было глотнут свежего воздуха, и я не успел выскочить и прокормить тот самый участок земли.
В Аршан приехали после обеда. В гостинице, где мы остановились, перед окнами возвышались горы Саяна, главная фишка туризма — Пик Любви. Утром на пути к водопаду, мы зашли на русло реки Аршан. Затем, поднялись на водопад, устроили фотосессию и вернулись обратно в центр поселка.
На другой день, предстояло подняться на вершину горы Пик любви. Уснул, с надеждой покорить вершину, ведь в Ольхоне то, я летал! Однако проснувшись утром я почувствовал какую то тяжесть. Но, появилась какая-то амбиция, в детстве я без проблем ходил в ближайшие горы. Разве я не смогу преодолеть полторы-две тысячи метров высоты? Перед восходом на вершине, некоторые участники тура приобрели за 200 рублей палки для скандинавской ходьбы. Предпочитая не тратится на такую услугу я двинулся вместе группой на гору. Потом, я десять раз пожалел, что не взял эти палки. Достигнув четвертую смотровую площадку, очень устал, поднявшись еще немножко по высокому склону, решил вернуться обратно по обустроенной, проторенной дороге. Основная часть нашей группы достигла вершину горы и сфотографировалась с флагом республики Саха и Soul trip.
По пути назад мне встретился юноша. Как – то разговорились, он сказал что с Красноярска и что эвенк. Я тоже говорю, что я эвенк, только с Усть-Майского района: “Мэнду, гиркил”, — говорю. А он ресницами хлопает. “Дорово гиркил”, — снова хлопает ресницами. Я ему объясняю, это я говорю “Здравствуй друг”. А он в ответ “Аа-а”.
Пока я разговаривал, меня обогнала семья из четырех человек и стала переходит через мост. Мне показалось, что они говорят по — якутски. И вдруг я заметил юношу недавнего знакомого. И спрашиваю: “Вы из Красноярского края? «Да», — отвечают мне. Язык оказался одинаковым. Удивляясь такому повороту спрашиваю из какой местности. «С озера Ессей», — отвечают мне. Об озере Ессей (Дьэһиэй) давно наслышаны краеведы Якутии. «О, это мое озеро”, — говорю. Щучу: «Если бы я был бы там, был бы настоящим ессейцем, потому что меня зовут Евсей-Ессей». Оказалось, население Ессей говорит на якутском языке, хотя считают себя эвенками. Думаю, это пример нашим младоякутам, которые приобщены к новой цивилизации и постепенно забывают свой родной. Юноша оказался шустрым: пока я стоял и расспрашивал, кто и откуда, он успел мне набрать воды из священных источников. После снимков на память мы разошлись.
Когда проходил через сувенирные ряды, ко мне обратилась женщина со словами “Сайн байна”, мне послышалось “Шайбайна”. Я стоял в оцепенении, как тот юноша. Женщина рассмеялась и говорит: “Я вам сказала: “Здравствуйте!””, а я ей в ответ уточняю: “Вроде бы “Мэндэ”, – “Здравствуйте по бурятски”. Она соглашается, есть такое приветствие. После минутного разговора, выяснилось, что она почти наша землячка, жила 20 лет в городе в Нерюнгри.
Вообще, в этой поездке многие приняли меня за бурята, подходили уточняли, что-то спрашивали на бурятском, я все это близко принял к сердцу, а может узнает нежданно-негаданно родственник по линии моей дяди? К счастью, говорят, в Бурятии каких-то районах Логиновых много.
Программу нашего тура завершил пикник на природе и посещение горячего источника.
Организаторы в этот вечер поделились, что таким же путем собираются в Алтайский край. Может быть, так же, мне поехать с ними?
Бурятия, баяртай!
Эҕэрдэ Сахам сирэ!
Дорообо, төрөөбүт төрүт түөлбэм!
Я благодарю семью Хоноруинов Алексея и Айталину, и свою семью за организацию и подаренную мне путешествие!
Евсей ЛУГИНОВ.
2021 год.