(Ретроспективная заметка) Начало.
Как написано в научной литературе, когда-то часть этнонимов народа Саха жили в притяжении Байкальского края были связаны племенами эхирит и булагаты, которые имели родственные связи автохтонными племенами и тунгусами. Их предками считают до монгольских тюрков, благодаря которым, появилось население западной Бурятии. Именно от нее произошли предки северных якутов и бурятов. По генетической родственности якуты называли бурятов на тюркской языковой основе «Икирис экиз» ( Игирэ – близнец.) Потом под воздействием родственных отношений и внедрением монгольской культуры, все это забылось. Но я оставляю, этногенез, антропологию и геополитику специалистам, которые отдали много времени для изучения данной проблемы. Без специальной подготовки и изучения материалов трудно будет разобраться и озвучит свою точку зрения.
У меня, давно, созрела мечта — посмотреть хоть бы одним глазом на побережья Байкала и всевозможные его достопримечательности, но это для меня оставалась голубой мечтой. Где-то витали в нем во мне отголоски эпитетов Олоҥхо о глубоком, бескрайнем море Сибири Байҕал, о неповторимой природе и умеренном климате, именно оно послужило описанию вечно зеленой и теплой земли.
В юности и в последующие годы мне не довелось путешествовать за пределами республики, что приводит моих собеседников к изумлению. Как говорится, имея статус журналиста, оказаться не у дел. На то были причины, из-за которых, собственно я и забыл о дальних путешествиях. Приходилось довольствоваться родной природой.
В последнее время, меня вновь стали одолевать желания посетить этот райский уголок – Байкал. В этот раз мне повезло, о наборе до острова Ольхон объявила туристическая группа «Soyl trip. ykt», цены были более приемлемы. Однако, поездка предстояло на микроавтобусе, поэтому до этого организаторы тура у меня поинтересовались, привился ли я от коронавируса, к счастью я получил ее в марте- апреле месяце. Посоветовали взять собой антибактериальные салфетки, дезинфекцирующий гель, маски и лекарства, которые можно было использовать в пути. В прочем, тур прошел в полном соблюдении санитарно-эпидиемологических требований.
И вот, благодаря поддержке семьи, я собрался в дальний путь. То есть, в страну южных пращуров на остров Ольхон. Не веря, что я еду, я перебирал знания о нем, лоскутки легенд, связанные с моим генетическим народом Саха. И, мысленно благодарил, ту часть бурятов, которые спасли доли костяка моего народа. Где-то я читал, что в Иркутской области, (то ли впадении реки Иркут, то ли на верховья реки Лены) есть топоним «Саха Аартыга», который послужил движением рода якутов на север. Легенда гласит: «часть наших предков, чтобы не быть истребленными, не стать вассалом правящей монгольской Орды, чтобы жить как прежде самостоятельно решили покинут родные края. Узнав об этом намерении, власти тогдашнего Забайкалья, Прибайкалья, дали указ о приостановлении ухода части населения на север, так как для них нужны были человеческие ресурсы на войну и на продуктовые и меховые поставки. Для этого они дали задания своим верным исполнителям приструнит ослушников, лишить жизни зачинщиков». Но, западные буряты были мудрыми. Предложили ожидать новолуние, с новолунием они поедут к якутам и накажут их по всем правилам. Прослушав их довод монголы ослабили свое внимание. А тем временем, ослушники снарядили плот, загрузили семьи и скот и уплыли вниз по реке. С наступлением новолуния монголы с бурятскими эскадрами приехали в поселение, а там никого не оказалось…
Тут я вспоминаю случай из моей студенческой жизни. Как-то раз находясь в педагогической практике в Намском улусе я оказался в гостях у одного моего друга Бетунском наслеге, которое так же исторически мне кажется связан с бурятами по роду основателей Бөрө Бөтүннэр. (“Бөрө” – волк, Бөрөт (бурят) волчья семья, то есть люди, носящие тотем волков). Вечером мы пошли на дискотеку, где мужчин было больше женщин. Вдруг открылась дверь и вошли двое девушек. По ряду прошел шепот: «Девушки из Бурятии… Смуглая, которая стройная, ее зовут Дайна…». Услышав, какое–то таинственное сообщение, я устремил взор на сторону девушек и онемел… Передо мной, стояла девушка, мечта любого саха, копия Туйаарыма Куо. Рядом с ней стояла подруга – светленькая, монгольской помеси, плотная, выше среднего роста, которая готова отдать любой отпор, навязчивым женихам. Но моим намерениям познакомиться со столь примечательной девушкой, помешала женщина, которая очень хотела танцевать со мной. После я стал наблюдать за Дайной. Видимо ей, скучно стало. Она резко начала отчаянно плакать. И только спустя годы я стал придумать оправдания ее действиям. Может, это дальний отголосок мысленного поиска уехавших своих родственников, а может быть, какая-то зацепка, адресованная мне, по поиску потерявшегося в Иркутске дяди, родного брата отца — Лазаря Дмитриевича Лугинова?
Через некоторое время пришло сообщение о том, что Дайна уехала на родину. Собрался было, проводит Дайну, но, передумал. «Да и без меня найдутся провожатые», — подумал я, так и не узнав, по какой причине приехали в такую даль эти девушки.
Теперь хочу немного рассказать о своем дяде. Он был участником конфедералисткого движения в Якутии 1927-1928 годов. Был завербован в отряд Артемьева, в который были привлечены тунгусы Алдано-Майского улуса. По мере возраста, его с другом определили готовку еды и ухаживания за лошадьми. Дядя был переростком, поэтому выглядел старше своего возраста. Поэтому его вместе со взрослыми отправили в Якутск. На момент суда ему приписывали 18 лет, он был приговорен к трем годам концентрационного лагеря. По возвращении из ссылки в Иркутске, попал под поезд и лишился обеих ног выше колен. Его доставили Маратовскую больницу, там он с помощью какого-то грамотного человека, на русском языке написал письмо родителям. Сообщил, что он искупил вину, попал в беду, попросил, чтобы ему отправили деньги на дорогу. Получив письмо, дед с моим отцом, отправились на заготовку дров для парохода и вырученные деньги отправили в Иркутск по указанному адресу. Через некоторое время деньги вернулись обратно, с надписью в уведомлении «Адресат не найден)». Вероятнее всего, в этой ситуации злую шутку сыграла неправильная запись нашей фамилии (вместо Лугинов, была записана как Логинов). После, этого никаких вестей от него не было. Так он и потерялся в большом городе, но, где-то глубине души теплится надежда, что он остался жив и «пустил корни» в окрестностях этого древнего города.
И вот, я снова на федеральной дороге до Иркутска, еду с севера на юг. Здесь я впервые ощутил важность обустроенной, асфальтированной дороги. Вместе с приставкой «федеральный», здесь появились и рабочие места. Часто встречаются бригады, которые делают ремонт на определенных участках, вместе с ними функционируют придорожные кафе, а иногда встречаются дома для отдыха, гостиницы. «Вот бы нам такой дороги до Югаренка и дальше к морю с придорожным сервисом», — всплыла мысль. В голове. Возможно, тогда социально -экономическое развитие в улусе поднялось на новый уровень. В общем от дороги у меня осталось впечатление будто бы я отстал от жизни на полвека и думаю, в моей жизни было очень много белых пятен.
За пределом республики — в Амурской области, Чите, Бурятии стали появляться возделанные под сенокос земли, часть которой когда-то использовались под картофельные поля. Коси, не хочу! Расчищенные сопки, у подножья которой лежат рулоны сена. В некоторых местах пластается свежевспаханная земля. Неужто, как в старые добрые времена землю подготавливают на следующий год под картофельную пашню? Сколько затрат на один только ГСМ?
Ландшафт мне напоминало картину из прошлого: как речка Нотара после летней сенокосной кампании, долины Туймаады со своими сопками. Эти регионы, которые мы проехали, в душе становились роднее и роднее. Ближе к Улан – Удэ по дороге я увидел сорок-белобок, вместе с пасущимися коровами и баранами. Начал чувствовать, что мы находимся в другом регионе.
Более двух суток езды на микроавтобусе с короткими перерывами постепенно стали о себе знать, ноги стали затекать, пятой точке тоже было не легко. Спать или сидеть на одной узкой кресле продолжительно было трудно, особенно в вечернее, ночное время. И тогда, я нашел себе занятие – начал изучать названия сел, деревень, поселков, речек, за одно узнавал сколько километров осталась до наших главных ориентиров. Надев очки стал следить за вывесками и впервые от радости фыркнул от названия речки Утулук. Да ведь это Үтүлүк (Ютюлюк), от якутского “варежки”, “рукавицы”, промелкнуло в голове, немножко погодя дал приоритет к топониму с боку вытекающая речка. Затем появилась вывеска поселка Харауз. В компонентах якутского этноса встечались люди с родовым названием Хара уус. Например биһиги хара уустарбыт, хара уустартан төрүттээхпит. “Мы хара усы”, имеем корень от хара уус”. Затем, появился поселок “Хара Шибирь”, тоже что-то знакомое. От слова “хара” во мне сложились в печатления что здесь жили домонгольские местные племена, которых окрестили черными, чуждой культурой господствующей власти. Потом в верховьях Байкала, мне встретилось село Култук, которая расположено на заливе великого озера. Култук в том же значении используется в якутском языке. В детстве отец когда меня ставить сети на карася, говорил: “Ол култукка үт”, “Бу култукка үт”. Что значить:“ Поставь в том заливчике (изгибе) или в этом заливчике”.
Наконец-то мы заезжаем в г. Улан-Удэ, которая раскинулся по обе стороны реки Селенга. Так же родственной нашей речке и станции Селенджа “имеющая железную руду”. После кафе “Ордон”, вызвав такси направляемся в Центр буддизма России Иволгинский дацан и на главный площадь города с огромным бюстом головы Ленина. Часть, туристов уехал на гору, в более современный дацан.
Таксист оказался общительным, дружелюбным человеком, как я вошел в салон встретил меня с приветствием: “Манда амар! (Мэндэ амар). Потом, увидев вдумчивый взгляд, рассмеялся и говорит: “Я с вами поздоровался на бурятском”. И тут у меня на голове вспомнилось эвенкийское приветствие “Мэнду!”. Оказывается, он вырос в тех краях, где живут бурятские эвенки, потом перебрался в город. Приветствие которое он произносил было включено в общий словарный состав бурятов. Дорога до Иволгинского дацана заняла более сорока минут, а то и больше времени. За это время мы успели разговориться. Я сообщил что мы из Якутии рассказал, что данное время занимаюсь переводом бурятского эпоса “Гэсэр” с перевода Владимира Солоухина на русский язык, и что мы едем на Байкал. Он в свою очередь поинтересовался состоянием пожаров в Якутии, ведь дым дошел до столицы Бурятии, судьбой Шамана Александра Габышева, общественной деятельностью Сарданы Авксентьевой, походом на лошадях якутской породы коневодов из Оймякона Дугуйдана Винокурова и Мичила Неустроева, еще поделился с жизнью города, сообщил что в республике три течения верования это: буддизм, шаманизм (тенгрианство) и православие. С гордостью рассказал о недавней событии, что президент республики Алексей Цыденов при чествовании члена команды Российской Федерации, серебряного призера Олимпийских Игр в Токио Светлане Гомбоевой вручил удостоверения Почетного гражданина Бурятской Республики, ключи от двухкомнатной квартиры и более 500 000 рублей.
(Продолжение следует)
Евсей Лугинов
2021 г.